Что такое ментальная арифметика? Отзывы и результаты применения метода В статье описываются аспекты, позволяющие использовать методику компрессивного обучения, а также обосновывается возможность подготовки к такому обучению учащихся уже с первого класса средней школы. При обучении быстрое чтение очень важно, но в математике это актуально с точки зрения выделения главного для перевода прочитанного на математический язык. Этому способствует концентрация внимания и математическое мышление, которые у учащихся начальных классов активно развиваются при выполнении устных математических упражнений. Педагогическая наука обратила на это внимание и подняла вопрос о возобновлении обучения учащихся начальных классов устному счету. Возникла новая методика – ментальная арифметика, главными целями которой являются развитие памяти, логики, наблюдательности, концентрации внимания, умение сосредоточиться на поставленной задаче. Это осуществляется благодаря выполнению арифметических операций на счетах абакус. Новые формы восприятия, анализа и осмысления материала важны для эффективного внедрения методики компрессивного обучения, которая представляет собой технологию быстрого и качественного усвоения учебного материала. Обучение, в отличие от бытовой задачи быстрого расчёта, подразумевает, что нужно научить ребёнка понимать, как он считает. Любое понимание математики – это освоение математических понятий, которые подаются через наглядные пособия, затем иллюстрации и затем абстрактные образы. В ментальной арифметике всё так – счёты с костяшками, затем мнемонические карточки, затем счёт в уме. Но проблема в том, что ученику даётся только один алгоритм и не предлагается вообще никаких других моделей, кроме абакуса. Между тем, еще в 80-х годах ХХ века немецкие психологи сравнивали мальчиков, занимающихся музыкой и нет, и выявили, что пространственное восприятие у музыкантов мужского пола смещено в левое полушарие мозга (туда, где обычно «находятся» математические расчеты). У немузыкальных участников эксперимента и большинства девочек пространство воспринималось правополушарно. Не потому ли, кстати, среди женщин композиторов немного, зато масса выдающихся виртуозов различных инструментов?
|